Педагогическая копилка

Непосредственно образовательная деятельность

Савельева Марина Евгеньевна

Консультация для воспитателей «Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

План досуга для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных игрушек»

Севастьянова Оксана Владимировна

Творческий коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Зелёная аптека»

Зеленая аптека: альбом сказок и работ с изображением лекарственных растений

 

Кочетова Анна Николаевна

Конспект интегрированной НОД для старшего дошкольного возраста на тему: «Весна пришла»

Доклад на тему «Инновационный подход к созданию предметно–развивающей среды в ДОУ»

 

Калугина Виктория Викторовна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в подготовительной группе. Тема: «Космос»

Конспект интегрированной НОД на тему «Терем Деда Мороза» с использованием мультимедийной презентации (ИКТ)

Доклад на тему «Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности»

 

Хмелевская Лидия Тимофеевна

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе на тему «Путешествие в зимний лес»

План-конспект НОД с дошкольниками в младшей группе на тему «Мы делили апельсин»

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе на тему «Ледяные забавы»

Роль экспериментальной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

Содержание уголков экспериментирования в группе ДОУ

 

Сажнова Надежда Анатольевна

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе на тему «Тайны лесного царства»

План-конспект НОД с дошкольниками в средней группе на тему «Помощь Винни-Пуху»

Бумагопластика в познавательном развитии детей дошкольного возраста

 

Никитина Татьяна Олеговна, Кирюнина Наталья Николаевна

Проект информационно-исследовательский, творческий для детей старшего дошкольного возраста «13 проезд или улица Георгия Ратнера: что лучше?»

Материалы к педагогическому совету

Значение здоровья в жизни детей и взрослых

Главная мысль: главная задача всего педагогического коллектива – воспитание здоровой личности ребенка.

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». (Толковый словарь русского языка)

Здоровье – основа физического развития ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. (высказывание педагогов).

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная Всемирной организацией Здоровья (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. Развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни («Концепция дошкольного воспитания»).

У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство - здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 -8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40 % заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 – 7 лет.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи, за последнее десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.

В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растет. Приблизительно 20 -27 % детей относится к категории часто болеющих.

На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания (С.М.Мартынов, врач – педиатр). У часто болеющих детей наблюдается поражение носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.

Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.

Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов при вели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию. Нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению. В нашей стране, к сожалению, долгие десятилетия не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека. Все это свидетельствует об актуальности воспитания здорового ребенка.

Деловая игра

Деловая игра

Воспитатели делятся на 2 подгруппы.

  1. Задание: разработать модель оздоровительной программы ДОУ.

  2. Эта модель включает в себя следующие разделы:

    • Создание условий для оздоровления детей (физ.уголки, физ пособия, тренажеры, ежедневные прогулки, подвижные игры и т.п.)
    • Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ (постоянный медицинский контроль)
    • Организация двигательной активности (физ.минутки, физ.досуги, занятия, игры и т.п.)
    • Диагностика (и использование данных диагностики в индивидуальной работе с детьми)
    • Создание условий, обеспечивающих охрану психофизического здоровья
    • Организация познавательных занятий по ознакомлению детей со своим телом
    • Работа с родителями
  3. Вопросы :
    • Что понимается под выносливостью? Перечислите требования к упражнениям на выносливость
    • Что такое быстрота? Перечислите требования к играм на быстроту
    • Дайте определение ловкости как одного из основных физических качеств
    • Назовите наиболее целесообразное сочетание основных движений, развивающих двигательную активность
    • Какой способ нужно выбрать для определения выносливости ребенка? (челночный бег на 100м; бег на 300м. с остановкой; ходьба и бег на 300 м)
    • Какую дистанцию надо выбрать для определения быстроты движений? (10м, 30м., 50 м.)
  4. Разработать принципы радостной физической культуры
    • Каждое занятие игра или путешествие в страну физкультуры
    • Физ.разминка = это сюжетный и соревновательный комплекс. Дозировка осуществляется с учетом групп здоровья
    • Планирование занятий должно носить тематический характер и учитывать интерес детей и времена года
    • Использовать на занятии художественное и образное слово, а также театрализацию
    • Каждое занятие – это встреча с новым
  5. Путешествие в историю.
    • Секретарь гольштейнского посольства, посетивший Московию в 30 –х гг 17 столетия, Адам Олеарий свидетельствовал :» Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить стужу и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие» перечислите причины долгожительства Древней Руси (натуральная пища, баня, купание в естественных водоемах – закаливание)
    • Великий русский полководец А.В. Суворов с детства был слаб здоровьем. Как ему удалось вылечить себя? (закаливанием)
    • Когда Суворов покорял Альпы со своими солдатами, он приказал солдатам пить чай, растущий там. Есть эта трава и на Руси. Как она называется? (девясил, в народе считают, что она имеет 9 волшебных сил и излечивает от многих болезней. Одной из этих сил является повышение сопротивления организма к холоду и недостатку кислорода)
    • О каком растении говорится в этом отрывке: «Откапывать корень предписывалось очень осторожно, костяными лопаточками, соблюдая определенные церемонии, тогда появится мясистое светлое вертикальное тело корня, его «руки и ноги», а на длинной «шее» держится круглая «голова». Чем больше он похож на человека, тем дороже он расценивался. Но корень всегда было трудно найти». (женьшень, в переводе с китайского означает «человек-корень»)
  6. Вопросы:
    • Что обязаны сделать родители как первые педагоги своего ребенка?
    • (они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте, п. 1 ст. 18 РФ «Об образовании»)
    • Приведите отрицательные примеры из жизни родителей, когда в семье здоровье не пользуется приоритетом. (алкоголь, курение, наркотики, лежание с книгой целые выходные, несоблюдение режима дня, многочасовые просмотры телепередач).
Заключительное слово.

Главная задача всего педагогического коллектива – воспитание здоровой личности ребенка.

Здоровая личность – это самоактуализирующаяся личность, обладающая следующими чертами: боле адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному; принятие себя и других такими, какие они есть на самом деле, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и принятие такого поведения со стороны другого; спонтанность проявлений, простота и естественность, деловая направленность; склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям жизни; автономия и независимость от окружения, устойчивость к фрустрациям; свежесть восприятия, нахождение нового в уже известном; чувство общности с другими людьми, отсутствие враждебности, зависимости; демократичность в отношениях, готовность учиться у других; устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла. Ориентированность на цели; «философское» чувство юмора; отношение с юмором к жизни и к самому себе, но сочувствие ущербленным или попавшим в беду; креативность (способность к творчеству), не зависящая от того, чем критичное отношение к своей культуре.

Речевая культура педагога

Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями.

Задачи. Активизировать словарный запас и совершенствовать умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с видом общения и речевым жанрам; развивать индивидуальную меру вербального выражения эмоций и выразительность речи, умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний.

Вопросы:

  1. В чем выражается речевая культура педагога?
  2. Из каких компонентов состоит речевая ситуация общения?
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
  5. На какие группы делятся формулы речевого этикета?
  6. В чем выражается успешное общение?

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений..

Культура педагогического общения невозможна без эмоциональной культуры, включающей умение регулировать свое психическое состояние, управлять эмоциями, понимать другого, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение и т.п. важную часть коммуникативных умений педагога составляют умения выстраивать речевые высказывания, которые можно назвать лексико-композиционными коммуникативными.

Чтобы стать современным профессионалом-педагогом, важно научиться понимать душу ребенка, его потребности, угадывать его желания, проникаться его психическим состоянием. Умение понимать другого зависит от умения понимать самого себя, осознавать свое Я, принимать самого себя, от способности к самоосмыслению, способности отдаваться чужому бытию как важнейшему условию понимания других: своих воспитанников, их родителей.

На всех уровнях общения выделяются такие основные его составляющие, как восприятие и понимание другого человека и в то же время умение подавать себя, самовыражаться, умение сближать точки зрения, свою и собеседника, управлять обращением.

Культурный человек – это личность, сознательно идущая на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

Коммуникативная компетентность и речевая культура – составляющие профессиональных умений педагога, способность эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения.

Коммуникативная компетентность, т.е. способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений подразумевает:

  • Высокий уровень владения выразительными средствами языка, средствами убеждения,
    культурой общения – этикетной выразительностью речи;
  • Опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в учебно-научной.
  • Чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные компоненты коммуникативной ситуации, а также основные законы общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.

Речевой этикет не ограничивается речевыми формулами, а служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всем протяжении. В этом плане главное помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в т.ч. и речевые, для его поддержания и выхода из него. Корректность речевого поведения педагога, во многом определяющая эффектность общения, зависит прежде всего от правил речевого этикета. Их соблюдение позволяет избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении; произвести хорошее впечатление о себе, не затрачивая на это особых усилий; расположить к себе собеседника, не принижая собственного достоинства.

Коммуникативно-речевые задания.

  1. Проанализируйте предложенный список. Какие формулы приветствия характерны для общения с родителями? При каких условиях они могут быть уместными?

  2. Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рада вас приветствовать! Разрешите вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Здравия желаю! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!

  3. Дайте совет.

  4. Какие условия нужно найти или создать, чтобы разговор с родителями был уместен, когда речь идет о здоровье малыша? Его взаимоотношениях со сверстниками в группе? Его успехах и достижениях?

  5. Скажите по-другому.

  6. Бояться, сказать, думать, видеть, грустить, сердиться, править, смелый, чуткий, умный, глупый, дерзкий, робкий.

  7. Объясните значения выражений

  8. Человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, мастер на все руки, ума палата, заруби себе на носу, бить баклуши, ветер в голове, абсолютный ноль, белая ворона, блудный сын, одного поля ягодки, после дождичка в четверг, витать в облаках, душа ушла в пятки, делать из мухи слона, на краю земли, съесть пуд соли, скатертью дорога, работать спустя рукава.

  9. Сообщите ребенку старшего дошкольного возраста в 2 предложениях, о чем идет речь.

  10. Старик со старухой жили у моря, и однажды в рыбацкую сеть старика попала золотая рыбка, которая могла исполнять любые желания. Старуха решила воспользоваться случаем, но потребовала у волшебной рыбки слишком многого и потому осталась у разбитого корыта.

    Чистота речи.
    1. Риторическая задача. Поставьте ударение. Баловать, библиотека, звонит, избалованный, коммуникативный, красивее, каталог, намерение, начать, облегчить, средства, усугубить, углубить.
    2. Выберите один вариант постановки ударения в словах из предложенных. Баловать, бАловать, библиотЕке-библтОтека, звонИт-звОнит, избалОванная- избаловАнная, каталОг-катАлог, красИвее- крАсивее.
    3. Найди по инструкции. Задумайте какой-либо предмет из тех, что находятся в поле зрения. Составьте инструкцию о том, как его найти.
    4. Узнай стихотворение. Загадайте детское стихотворение и составьте описательный текст его содержания.
    Выразительность речи.

    Произнесите скороговорку с разной интонацией.

    Добры бобры идут в боры. Добр бобр до бобрят.

    Правильность речи.
    1. Найдите ошибки и исправьте их.

    2. На детской площадке гуляет много маленьких малышей. К весне зелень зазеленела. Потолок побелили белилами. Девочка стала надевать одежду на куклу. Незнайка был ленивым лентяем. Дедушка был ворчливым ворчуном. Ворона клюнула клювом серого кота.

    3. Прочтите текст и сделайте вывод.

    4. Какое значение для общения в ДОУ имеет правильность речи? В каких ситуациях, очень значимых для вас в деловом или личном плане, может потребоваться абсолютная грамотность?

    О красоте русского языка много сказано великими писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Пушкина, Достоевского. Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия «культура речи».. Мы, взрослые, не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достояние. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в 2 – 3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!» (к.Д.Ушинский) если мы, взрослые, говорим односложно. Так же говорят и наши дети. И как выделяется тот ребенок, с которым дома говорят хорошим, образным языком. Введение малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи – задача педагогов, воспитателей и родителей.

Деловая игра «Речевая культура»

Деловая игра «Речевая культура»

Задание 1

Cитуация. Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в этот момент.

  • Составьте просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию.
  • Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию.

Задание 2

Ситуация: Вы разговариваете с родителем по поводу подготовки ребенка выпускной группы к школьному обучению. Ваша цель – убедить его в необходимости посещения занятий с психологом,т.к. ребенок отличается гиперактивностью. В помещение, где вы разговариваете, входит родитель другого ребенка вашей группы. Он становится случайным свидетелем того, что вы говорите неподобающим тоном фразу: «вашему ребенку будет тяжело в школе, если вы не….»

  • Закончите предложение таким образом, чтобы вошедший родитель мог присоединиться к вашей беседе. Разыграйте ситуацию.

Задание 3

Ситуация. Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

  • Установите контакт по телефону: приветствие, просьба пригласить к телефону нужного вам человека и передать информацию. Найдите оптимальные формы речевого общения по телефону, если ваш собеседник – родитель воспитанника группы.

Задание 4

Вспомните и назовите сказки, потешки, прибаутки, где есть монолог и диалог (теремок, колобок, заюшкина избушка, гуси- лебеди и т.д.)

Задание 5

Покажите на примере детских художественных произведений преимущества диалога перед монологом. (Тараканище и телефон)

Задание 6 (домашнее задание)

Подберите скороговорки, пословицы, поговорки, где отражен многовековой опыт диалогического общения.

Задание 7

Ответьте на вопросы:

  • Что такое диалогическое общение?
  • Умеете ли вы эффективно общаться с родителями?
  • В каких речевых ситуациях профессионального общения воспитателя чаще всего проявляется диалогичность?
  • Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном взаимодействии?
  • Какие качества мешают эффективному общению?
  • Проблемы какого характера чаще всего возникают в профессиональном общении с родителями?
  • Из-за чего и как возникают конфликтные ситуации в общении с родителями ваших воспитанников)
  • Вывод: диалогическое общение – это не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они проявляют уважение, обмениваясь чувствами, переживаниями, поиском взаимопонимания и путей сотрудничества

Задание 8

Воспитатели по кругу передают мяч.

  • Молча передать мяч по кругу.
  • Мяч передается по кругу, называя имя того, кому его передаешь
  • Мяч передается с «волшебными словами» и доброжелательной мимикой, так чтобы другому человеку было приятно его взять.
  • Вывод. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку общей стратегии и тактики взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание друг друга (социальная перцепция)